на Храмовой горе в Иерусалиме.

А вы знаете, что это за здание?

20100422-IMG_9969
405px-MarriageVirgin
"Обручение Девы Марии" Рафаэль Санти. На заднем плане то же здание.

Раньше я думал, что это мечеть.
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
Это Куббат ас-Сахра, а Аль Акса находится справа (если стоять лицом к Стене Плача)
это типичная восьмиугольная византийская церковь
бывшая, кстати, Храмом Господним почти сто лет ::)
но самое, пожалуй, смешное – то, что на куполе гордо сияет тоже византийский да еще и дохристианский символ ::)
Купол возведён в конце VII века, когда современное понятие мечети ещё не сформировалось, причём не столько как святилище, сколько для того, чтобы дать кров паломникам[4], которые стекались поклониться камню, с которого (согласно суждениям некоторых богословов) вознёсся пророк Мухаммад, на котором стоял Ковчег Завета во времена Первого Храма и с которого, по иудейской традиции, началось сотворение мира (см. камень основания).
...
По повелению омейядского халифа Абд аль-Малика (65—86 г. хиджры / 684—705 гг. н. э.) в Иерусалиме на месте разрушенного римлянами Иерусалимского храма в 687—691 годах два инженера, Раджа ибн Хайва (англ.)русск. из Бейт-Шеана и Язид ибн Салям из Иерусалима, назначенные Абд аль-Маликом, воздвигли мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы»). Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк Мухаммад совершил мирадж[5]. Именно благодаря этому выступу Куббат ас-Сахра получила своё название.
Во время оккупации Иерусалима крестоносцами Купол Скалы был передан в распоряжение монахов-августинцев и обращён в церковь (Templum Domini)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB_%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8B

так что это таки мечеть
видите ли, я – профессиональный гид по Израилю и знаю, что это ни разу не мечеть
но русская википедия, несомненно, знает лучше ::)
на минуточку задумайтесь о том, откуда у Омейядов могли взяться свои архитекторы и опытные строители.
упомянутые имена – всего лишь люди, которых халиф поставил во главе проекта, один был каллиграфом, а второй – вообще неизвестно кем. кто назвал их инженерами? где они обучались? в какой академии?
и существует ли хотя бы еще один памятник арабского зодчества конца седьмого века, который шел бы хоть в какое-то сравнение с Куполом? ::)
и почему по всем показателям Купол – это типовая октагональная византийская церковь? (это я Вас уже как профессиональный архитектор спрашиваю ::)
и, наконец, масджид (мечеть) – это место для совместной молитвы, поэтому строилась всегда по одному (базиликальному) принципу: дать молящимся совершить все положенные телодвижения В НАПРАВЛЕНИИ МЕККИ. так вот, Купол, как и любая центрально-симметричная церковь, кстати, для совместной молитвы не годится – а только для торжественного обхода какого-то важного места/артефакта (а по утверждению историка аль-Якуби халиф Абд эль Малик запретил хадж в Мекку и потому решил дать верующим Скалу Основания вместо Каабы).
такие дела ::)
барма и посник тоже непонятно где обучались.

а что, разве нет никаких источников, где бы точно говорилось, кто построил это здание?
известно ровно столько, сколько про постника Барму, если не меньше
странно, конечно. вроде иеруаслим такой документированный город. а покажите какие еще есть такие восьмиугольные базилики.
остались только развалины – все разрушили персы
насчет показать – гугл в помощь, с ним можно без церемоний
а ко мне без волшебных слов более двух раз лучше не обращаться
ах извините.

но не получается. известны имена архитекторов здания:

По повелению Абд аль-Малика в Иерусалиме на месте разрушенного римлянами Иерусалимского храма в 687—691 годах был воздвигнут «Купол Скалы» (Куббат ас-Сахра), заключающий в себе выступ скалы, с которого по преданию пророк Мухаммед совершил вознесение на небо (мирадж). (Архитекторы Купола Скалы: Раджа бен Хайва из Бейт-Шеана и Язид бен Салям из Иерусалима).

Ну или вот:

Здание «Купола скалы» — восьмиугольное в плане. Это — не мечеть; халиф аль-Малик, по приказанию которого было возведено здание, хотел почтить святыню и благоустроить Храмовую гору для паломников. Вероятно, поэтому был выбран архитектурный тип византийского мартирия — круглого или восьмигранного здания, возведенного над могилой христианского мученика (такие погребения были местом поклонения с первых десятилетий христианства).

Ну то есть это не мечеть, да. Но и не византийская базилика.

А вот о том здании, которое изображено на картине Рафаэля:

В 422-458 годах, при патриархе Иерусалимском Ювенале была построена большая византийская базилика (45 м x 18 м). Церковь была посвящена "Марии Исцеляющей" в ознаменование чуда Иисуса и, одновременно, места рождения Марии, традиционно размещаемого здесь.

Византийская базилика была разрушена персами в 614 г. Восстановленная монахом Модестусом, она ненадолго расцвела, но около 1010 года, была вновь разрушена халифом Хакимом и в 1099 году крестоносцы находят только ее руины. Они основали здесь маленький монастырь, посвященый чуду Иисуса.

Нет, не получается. Извините еще раз. Пожалуйста спасибо.
а я где-то говорил, что это базилика? тогда меня надо гнать веником из обеих профессий.
но я этого точно не говорил, а мою шутку, адресованную хозяину журнала, которую он в отличие от вас понял, следовало воспринимать так: это мусульманский монумент, который построен по лекалам византийской церкви и, скорее всего, византийскими же мастерами.
про здание у Рафаэля я вообще ничего не говорил, а сейчас скажу:
1. базилика – это вполне определенный тип общественного здания, и оно выглядит совсем иначе, чем то, что нарисовано у Санти.
2. если здание было разрушено в 11 веке, как Санти мог его изобразить? отвечаю: Санти изобразил типовую восьмигранную церковь в стиле Ренессанс, выдумав ее из головы – в Иерусалиме он не бывал и лично Купол над Скалой видеть не мог, соответственно, мог полагаться лишь на описания или чужие зарисовки. а описали ее очевидцы очень просто: точь в точь наша типовая восьмигранная церковь под куполом.
3. вы пользуетесь слишком поверхностными и ненадежными источниками, чтобы вести серьезную дискуссию.
впрочем, если б вы произвели серьезный поиск в серьезных источниках, то и дискуссии бы не заводили.
а то, что не получается, так с первого тычка мало у кого выходит. не опускайте руки!
извиняю и на здоровье ::)

Edited at 2013-04-09 04:48 pm (UTC)
а, ну тогда у нас с вами нету противоречий.

3. так я у вас просил источников, а вы волшебные слова попросили.
если бы я о чем-нибудь вас попросил, то сказал бы «пожалуйста» :;)
а учебники по истории архитектуры в сети найти несложно и без моей помощи, верно?
Каждому вновь прибывшему в Иерусалим все встречные пытаются объяснить, что это не мечеть. Где-то на шестидесятом-семидесятом разъяснении начинаешь понимать, почему крестоносцы уничтожили почти все местное население в 1099 году.
Построили её всё-же мусульмане и к Византии никакого отношения не имеет. Крестоносцы приняли её за Второй Храм и в Европе появилось много церквей такого типа. Рафаэль срисовал одну из них.
был там, не понравилась "тяжелая атмосфера" в отличии от всего остального Иерусалима